Jump to content
Калькуляторы

подсчёт стоимости оператора как считать?

на фоне движений больших компаний по поглощению мелких операторов захотелось понять стоимость оценки.

ряд мелких операторов тоже толкаются в очереди к мгтс и ростелек только стараются уже продать не сколько абонентов а построенную сеть и потенциал.

попалось и мне предложение от мелком телекома на покупку.

разница с городом существенна, если в городе мы получаем 100-200 абонентов с нового красивого дома, тут можно ху..нуть пару десятков км и получить 20 абонентов, да арпу больше, да платёж 1500рублей за 10 мегабит, но всёже:

как оценивать такого оператора? существуют ли какие то коэффициенты от традиционных арпу в виде магистральных трасс и оптики?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Считать ценник "по арпу за абонента" - время прошло. Сейчас считают бизнес. Самый простой и общепринятый способ оценки - мультипликатор от EBITDA. Что это такое - см. Гугл. я давно хочу написать по теме, но руки не доходят :)

 

Если очень коротко: это оценка в "грязной прибыли", сколько генерит компания за год, без учета финансовых платежей, таких как проценты по кредиту, амортизация и налоги. Две-три ебитды (то есть две-три годовых прибыли) сейчас считается нормальным для оценки телекомов, как бизнеса. Но это все очень по договоренности и никто своих реальных цифр не показывает. Ну, примерно - ИнтерЗет был куплен за 3-3,5 ярда, что как раз примерно те самые три ебитды.

Share this post


Link to post
Share on other sites

wanderer_from

Стадию развития рынка не учитываете? И масштаб бизнеса? И конкурентное окружение?

 

Понятно, что "затратный подход" мало подходит, "сравнительный" всегда был труден, поэтому, да, оценка как бизнеса, но без фанатизма.

Share this post


Link to post
Share on other sites

я коротко же. Но как правило, реальный бизнес уже закладывает и окружение, и масштаб, и даже откаты со стадией развития. А метод "по абонам" и "по арпу", как раз не очень-то работает для инвестиционных институтов и мба-дипломников

Share this post


Link to post
Share on other sites

вот как раз такая ситуация - абонентов мало(теми самыми отправными 500 даже и не светит), считать по арпу смешно, есть протяжённость трасс, монополизм и деревня)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Бухгалтерия-то есть? Сбросьте в личку цифры - я на основе статью тисну методически-развлекательную :) Думаю, всем полезно будет...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Посчитал сколько я стою, ужаснулся.

Я миллионер, штоле?

Нифига не ощущаю....

угу, в результате возник диссонанс)))

как то с детства нам в телевизоре показывали других миллионеров)

 

Бухгалтерия-то есть?

запросил, жду

 

Если очень коротко: это оценка в "грязной прибыли", сколько генерит компания за год, без учета финансовых платежей, таких как проценты по кредиту, амортизация и налоги

разве арпу на два года не дадут примерно туже сумму что и грязная прибыль за 2 года?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Считайте Стоимость сети+(6-12)месяцев прибыли. Выше платить нет смысла, проще построить самому. Если там, конечно, нет сверхценного канала, от которого можно запитать близлежащие пункты. Тогда всё индивидуально. Если же там канал на релейках, да между домами витая пара, то это почти ничего не стоит.

Share this post


Link to post
Share on other sites

разве арпу на два года не дадут примерно туже сумму что и грязная прибыль за 2 года?

 

АРПУ умноженное на количество абонов - это просто грязный доход. А вот как раз в ебитде находятся издержки. Можно же продавать за 1000 рублей за доступ, и тратить 1100 на обслуживание. Но разумеется, нужно смотреть на все - затраты, доходы, налоги, долговая нагрузка, потенцию к росту и прочие бухгалтерско-финансовые радости. Кто-то из Вирджин на КРОСе обещал рассказать, но так и не смог. Кто-то набухался халявным вискарем и слил тему :)))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не, я знаком с некоторыми миллионерами, они так же как я в драных ждинсах ходят :)

пытаюсь представить аватар didandr идущего по улице в рваных джинсах

Share this post


Link to post
Share on other sites

за сеть вам точно никто не заплатит ибо ваши мелкие сети - полное дерьмо и все равно потом за вами все переделывать надо. продаются абоненты, интересные волсы, ip-адреса наконец. и вообще оценивается бизнес в целом(см. пост #2)

 

лично моё мнение - покупать оператора меньше 5к абонентов смысла вообще нет, больше сил уходит на юридические моменты, интеграцию в свою сеть, приведение в порядок, частенько легализацию того, что нелегально, увольнение персонала, чтоб оно не умерло. все это куча сил и времени далеко не одного человека, у которых могут быть более важные задачи

Share this post


Link to post
Share on other sites

за сеть вам точно никто не заплатит ибо ваши мелкие сети

я рассматриваю покупку а не продажу своего колхоза, мне там интересны ip адреса и трассы построенные.

 

мелкие сети - полное дерьмо и все равно потом за вами все переделывать надо

я бы не был так голословен, ваши большие сети делают одни подрядчики, которые потом переделывают другие подрядчики, обслуживают третьи, а ещё раз переделывают четвёртые.

кроме того даже мелкие сети на раз можно продать мгтс или ростелеку

 

как уже и говорил в городе 500 абонентов можно в доме одном получить и гуляние туда сюда абонента на раз.

в деревне чтобы получить теже 500 абонентов можно легко грохнуть 60 км только магистралей.

 

в целом что хотел узнать я получил, спасибо

Share this post


Link to post
Share on other sites

До 500 абонентов это не бизнес, а проект. Цена считается по затратам и договоренности. Просто смотришь сколько потратил бы сам и накидываешь сверху за время и результат.

 

До 5000 абонентов это не бизнес на продажу, а живопырка. Тут возможны две крайности, либо чувак цветет и жиреет и скажем достиг какого то ограничения в развитии - например накрыл район, в котором имеет административный ресурс, а дальше не может. Вот он решает стать миллионером. Часто это бывают кэптивные структуры. Я думаю в таком случае чувака обламывают и идет дисконт процентов в 50-70 к цене крупных компаний. Либо у чувака случилась беда, и в зависимости от ее размера можно дать сколько не жалко (главное самому в эту беду не попасть).

 

Все остальные ребята растущие в диапазоне от 500-5000 которые нормально развиваются не должны думать о продаже.

 

То что написал wanderer относится уже к бизнесу, т.е. 10к абонов и выше.

 

Ну и как бы живопырка теоретически может купить проект - оценив его на глаз. Бизнес может купить живопырку проведя самостоятельный аудит. Но покупка бизнесом проекта невозможна не при каких комбинациях, т.к. стоимость проведения операции заведомо превышает стоимость актива.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, оценка "как бизнес" штука дорогая, но не на столько, чтобы этого не делать. Потенциально, профиты, по моим наблюдениям, начинаются от 3000 абонов - у меня был такой заказ. 500 - это действительно живопырка, которую оценить можно только "на глаз".

 

Liner's, давай таки статью напишем? Я денег не возьму - мне нужны только цыфры. Методу раскрою в пределах 20 тыс. букв

Share this post


Link to post
Share on other sites

я бы вот с удовольствием приобретал "живопырки", как Вы их тут окрестили при условии хоть какого бы минимального законного присутствия на жилом фонде и при наличии позитивно настроенной команды, как средство входа на очередную территорию

 

безусловно представляя наличие там коллег-конкурентов и перспектив "вылететь"

 

грамотно оценить до 5к абонентов сеть/бизнес по финансовым показателям имхо сопоставимо со стоимостью такого актива с учетом его интеграции

 

покупать щас такие активы можно исключительно по интуитивному ощущению и на свой страх-риск

Share this post


Link to post
Share on other sites

грамотно оценить до 5к абонентов сеть/бизнес по финансовым показателям имхо сопоставимо со стоимостью такого актива с учетом его интеграции

Интеграция - это расходы покупателя. А вот по методам оценки, то наука знает следующие принципиальные методы:

 

image001.png

 

У каждого метода есть свои достоинства и недостатки. И цена, да.

 

Однозначно, нет смысла покупать что-то, что никак не оформлено документально, либо документы находятся в состоянии управляемого (и тем более неуправляемого) хаоса. И вот приведение документов в порядок можно слить в затраты продавца по принципу - "хочешь продаться - подготовь следующий пакет".

 

Давайте поразмышляем, какие доки понадобятся?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я понимаю, что разговор идёт о неофициальной любительской оценке, поэтому просто проинформирую (мало ли кто не знает) о существовании такого федерального закона, как Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

И о том, что это отдельная профессиональная деятельность, с некоторых пор подчиняющаяся ещё и нормам законодательства о саморегулировании.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, согласен.

 

Именно по этому, официальная оценка и стОит дорого. И именно по этому - не имеет смысла оценивать мелкие бизнесы. Вопрос же в целях и задачах - если нужно обоснование для совета директоров, то милости просим к официальному оценщику за много денег. Если нужно организовать сделку мелкую - запрашиваем документы и берем в руки калькулятор.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Предположу, что Вы закон не читали? Только честно.

В жизни куча ситуаций, в том числе разной степени малости, когда нужна оценка, сделанная третьей стороной.

Почти полная аналогия с юристами/адвокатами: рутину составляют мелкие дела, дающие деньги на жизнь.

Edited by NN----NN

Share this post


Link to post
Share on other sites

Предположу, что Вы закон не читали? Только честно.

Нет, не читал. Ко мне обращались за консалтингом, а эта деятельность не лицензируется. Но прочитаю - спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В законе, конечно же общие, требования.

Основное изложено в ФСО.

 

... за консалтингом, а эта деятельность не лицензируется.

Вроде как лицензии для оценщиков отменили несколько лет назад, перед введением СРО. :)

Сейчас обязательное — членство в какой-нибудь СРО. И связанные с эти взносы, отсюда и затраты. А ещё надо и "на покушать".

Edited by NN----NN

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.