Jump to content
Калькуляторы

Почувствуй себя магистралом, или немного о DWDM

Материал:

Всего-то десяток лет назад первые Ethernet-провайдеры украдкой, иногда ночами, "кидали" между домами витую пару или П-296. Ставили на чердаках 8-ми и 4-х портовые "мыльницы"-хабы и изредка рутеры на базе intel486. Количество абонентов измерялось десятками и сотнями, а мегабайты стоили чуть ли не 10 рублей за штуку.

 

Полный текст

Share this post


Link to post
Share on other sites

По поводу фотки антенн на заводских трубах - достаточно частое явление, правда антенны чаще ОпСоСов. А вот для радио используется редко, по крайней мере в Екб работает так Хит ФМ, что на частоте 106.2 мгц - антенна на трубе завода по улице Малышева, 127 (Р-С: Коминтерна, 4 квт). Раньше был ещё передатчик на этой же трубе той же станции на частоте 70.52 мгц (ныне молчит).

Edited by NELSON

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest MAK

Почему не было пятой попытки пробить 200-280 км? Для этого используют рамановские усилители. DWDM ИРЭ-Полюс пробивает такое расстояние без электрической регенерации на скоростях 10G, 200 км - 40G.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Почему не было пятой попытки пробить 200-280 км? Для этого используют рамановские усилители. DWDM ИРЭ-Полюс пробивает такое расстояние без электрической регенерации на скоростях 10G, 200 км - 40G.
Не было заказчика. Думаю, и 280 пробъем

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest triam

А какие усилители для DWDM использовались?

НАГ их продаёт?

Share this post


Link to post
Share on other sites
А какие усилители для DWDM использовались?

НАГ их продаёт?

Там же есть ссылки... Да...

Хотя пока интереснее сама по себе технология и ее развитие. Имхо не далек день, когда оно внутрь городов придет, хотя не из-за расстояний, а нехватки полосы в основном...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest MAK

Nag: "Не было заказчика. Думаю, и 280 пробъем"

Задачка не нова, как правило энергетики интересуются. Будет интересно, смогу предоставить отчет о внедрении на оборудовани ИРЭ и результаты стендовых испытаний.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Nag: "Не было заказчика. Думаю, и 280 пробъем"

Задачка не нова, как правило энергетики интересуются. Будет интересно, смогу предоставить отчет о внедрении на оборудовани ИРЭ и результаты стендовых испытаний.

Интересно, присылайте, конечно. nag@nag.ru

Share this post


Link to post
Share on other sites

Павел! Большое спасибо!!!

Очень интересно!!! :)

 

Правда на практике десятку мне протаскивать в одно волокно на большом пролете не знаю будет ли необходимость когда-либо, но все равно очень интересно!!!

 

 

Еще раз Спасибо! :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Павел! Большое спасибо!!!

Очень интересно!!! :)

Спасибо на добром слове. Хотя тут не только моя работа, скорее наоборот. ;-)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Сергей

Имхо не далек день, когда оно внутрь городов придет, хотя не из-за расстояний, а нехватки полосы в основном...

 

Какие прекрасные мечты... Как раз очень далек, нечего делать магистаральной технологии в городе. Не прийдет этот день, чтобы DWDM в город пихать начали. Ну может когда только под предлогом технического прогресса нужно будет бюджет распилить.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Какие прекрасные мечты... Как раз очень далек, нечего делать магистаральной технологии в городе. Не прийдет этот день, чтобы DWDM в город пихать начали. Ну может когда только под предлогом технического прогресса нужно будет бюджет распилить.

Как недавно это говорили про CWDM... :-))

А ведь DWDM ничуть не дороже при массовом производстве, если без усилителей и компенсации. Преимущество простое заметно - большая полоса. Когда (и если) дойдет до гигабита на абонента - оно пригодится.

Вообще, не надо делить технологии на магистральные и городские. Есть задачи, и есть их решения.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Имхо не далек день, когда оно внутрь городов придет, хотя не из-за расстояний, а нехватки полосы в основном...
Ты имеш ввиду в целом технологию DWDM?

 

У той же корбины уже давно есть кольцо по Москве, и недавно появилось второе

Edited by DelSt

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Сергей

На принятие решения в пользу ДВДМ оказыывает влияние

а) пристрастие конкретного манагера, которому еще дополнительно задурили голову на семинарах Сиськи

б) величина отката (с дорогого обрудования - больше)

в) волоконность кабеля (32 волокна - уже моветон)

г) место этой магистрали - кольцо в Москве это обычная междугородная магистраль, тут все оправдано

е) отсутствие CWDM у Сиськи (на момент принятия решения) в сочетании с жуткой боязнью конкретного менеджера взять на себя разумный риск и привести в проект нишевого европейского или американского производителя (китая я бы сам охерачил - этоим тут не место)

ж) неумение Сиськи простыми способами перейти от CWDM к ДВДМ.

 

Перечеь можно продолжить. Так что нормальным технико-экономическим обоснованием зачастую просто не пахнет

Share this post


Link to post
Share on other sites
А какие усилители для DWDM использовались?

НАГ их продаёт?

Там же есть ссылки... Да...

Хотя пока интереснее сама по себе технология и ее развитие. Имхо не далек день, когда оно внутрь городов придет, хотя не из-за расстояний, а нехватки полосы в основном...

Да сразу не заметил, спасибо! В ближайшее время планирую повторить ваш подвиг с линками в 100 км.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Вообще, не надо делить технологии на магистральные и городские. Есть задачи, и есть их решения.
Да, как например не новая мысль сделать точку пассивной агрегации оптики (обзор про CWDM был http://nag.ru/articles/reviews/17871/uzel-agregacii.html). DWDM позволит сделать 20 каналов по 1 волокну. 50GHz DWDM 40... Осталось только массовый рынок найти.

 

Но пока только 10G модули дешевеют - уже сейчас DWDM SFP+ 50GHz (которые на НАГе уже есть) можно получить в районе 1300$ за модуль. С SFP более грустная ситуация.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Было бы неплохо, если бы автор поработал над ценой бустеров и катушек компенсации, возможно взяв их у другого вендора.

Бустеру не нужно большого усиления, можно ограничиться 17дбм на выходе и +2 на входе, сигнал шум не важен, соответственно хотелось бы что-то в цену предусилителя.

И добавить вариант выноса на 2-х волокнах с одной лямбдой на 1G и как опция расширения на 10G, чтоб не добавлять лямбды, тогда выпадает еще и мукс/демукс.

Первый вариант уложиться в 300 т.р., второй в 200 т.р. без sfp/XFP.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest Oleg_RU

по поводу фотографий: а у вас что - не используют трубы в качестве места размещения антенн базовых станций? у нас повсеместно (Брянск). а в Дагестане и минареты используют. сам видел своими глазами.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest сергей

Паша, твоя ... клиентура еще не скоро доростет до DWDM-а, а некоторые даже вообще не знают, что это такое.

Пиши следующую маляву, поближе к жизни.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Можно потеоритезировать по теме?

(Я чисто хомячок, хоть и странный... Потому будут сферические кони в вакууме... Лишь для удобства материализации привязанные к географии...)

 

Вот между попытками 2 и 3 какая разница? Обе были на 125км, только вторая на предусилителях и компенсаторах, а третья - ещё и с усилителями...

Что, кроме заметного удорожания, дало добавления усилителя (booster)? Какие параметры изменились? И т.п...

 

 

Ну и в качестве чисто теоретической задачки предложите самую дешёвую схему на 600км с учётом нескольких пролётов...

Для примера можно взять кусок ТрансСиба по которому я регулярно езжу - Омск-Новосибирск (625км, http://www.transsib.ru/way4.htm )...

Волокна трассы пусть будут по пролётам между крупными станциями - 78, 90, 65, 91(Барабинск), 83, 87, 95, 36 км, чтобы жизнь мёддом не казалась...

Условия задачи два - минимум точек отказа и минимум цены...

Поднять 4*10Г с возможностью будущего увеличения...

Для удобства считать 10Г XFP модули на 120км реально существующими с пропорционально переходу 40-80-120 изменившейся ценой...

(Тем более, что до них совсем немного осталось... А 200км 1Г SFP я у китаёзов некоторых уже видел, то ли CWDM, то ли DMDM... На Алибабе вроде...)

Волокно - любое, хоть то же, что и в теме - G.652D... Всё-таки это конь в ваккуме...

 

Идеально было бы 300км взять одним пролётом... Но вот цена вопроса может оказаться такой, что проще 3*200... (233, 174, 218 км если в условиях задачи)...

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

В третьей попытке автор поставил дополнительно бустер в линию, тогда как как во второй был только предусилитель.

Это дало дополнительно ~15 дб для прохождения 70 км линии, т.е. прыгнули со 120 до 190 км.

Но так как применялись XFP на 40 км, а компенсаторов и волокна больше не было, то поставили аттенюаторы.

 

Для вашей гипотетической трассы, самое дешевое решение DWDM будет с наборными XFP без навороченного функционала g.709.

Проверить, что g.709 не нужен, можно по формуле:

 

OSNRFinal = P0 + 58 – Г –10logN – NF

 

где, P0 мощность на входе в линию (у вас 4 лямбды, т.е. P_одной_лямбды*10log4 ~ )

Г - затухание на одном пролете (для первого приближения считаем, что все пролеты одинаковы)

N -кол-во пролетов (у вас 4, по два физических пролета)

NF = 5 среднее по больнице усиление шумов

 

Итого, ~20 дб.

Для детектирования сигнала на уровне 10^-12, нужно не менее 16 дб, т.е. пролезаете, но с притыком, нужно считать более точно по конкретным характеристикам устройств и длинам пролетов.

 

Дальше берите и считайте спецификацию (бустеры обязательны).

Share this post


Link to post
Share on other sites
без навороченного функционала g.709.
Что це за зверь? На русском не нашёл, а англицкий понять после целого рабочего дня в помещении, воняющем краской, нереально - мозг уже вынесен...

 

Это дало дополнительно ~15 дб для прохождения 70 км линии, т.е. прыгнули со 120 до 190 км.

Но так как применялись XFP на 40 км, а компенсаторов и волокна больше не было, то поставили аттенюаторы.

Если верить рисункам, компенсаторы в наличии...

Но вот самого главного я не узрел... Потому и задал вопрос в чём разница между 2 и 3 попытками, если оба раза 125 км... А самое гланое было написано до попыток: предпоследний и предпредпоследний абзацы перед первой попыткой про то, что дальность предельная была и один канал не детектился, два - еле-еле, а три с небольшим запасом... То есть усилители на тестовой трассе 125 км дали запас по мощности для устойчивого и надёжного детектирования, правда путём существенного удорожания...

 

 

OSNRFinal = P0 + 58 – Г –10logN – NF

 

где, P0 мощность на входе в линию (у вас 4 лямбды, т.е. P_одной_лямбды*10log4 ~ )

Г - затухание на одном пролете (для первого приближения считаем, что все пролеты одинаковы)

N -кол-во пролетов (у вас 4, по два физических пролета)

NF = 5 среднее по больнице усиление шумов

Я немного в танке и опять та же краска в воздухе...

Откуда взялось 58???

Как узнать затухание на пролёте волокна? Оно как-то может быть рассчитано на основе параметров волокна умноженное на расстояние или же только и исключительно рефлектометром меряться?

Откуда взялось "4, по два"? "4" - это число каналов, а "по два" - число лямбд на канал? Или что-то совершенно иное?

Я как физик по образованию в формуле нифига не понял "10logN"... Это десять логарифмов N? Тогда по какому основанию? Или так закодирован неудачно десятичный логарифм, который вообще-то lg обозначается...

 

 

т.е. пролезаете, но с притыком, нужно считать более точно по конкретным характеристикам устройств и длинам пролетов.
Вот как только от красочки отойду и пик работы закончится, так и засяду с бумажкой выносить себе мозг...

Обидно, что нету даже рекламно-маркетинговых параметров 120км 10Г модулей... И устойчивость к дисперсии тоже в открытом виде отсутствует... Даже у НАГа в магазине не указана... С учётом указанного в первой и начале второй попытки можно предположить, что ряд 40/80км - 800/1600 пс/нм, можно продолжить до 40/80/120 - 800/1600/2400 пс/нм...

 

ЗЫ. Однако, глянул, что у НАГа в магазине 40км XFP CWDM почти в 2 раза дороже 40км XFP DWDM... То есть при прокладке линии короче 40км можно купить на разницу 2 DWDM MDM и полупустующий CWDM MDM... А так, как реально будут использоваться только 1530/1550нм порты на CWDM, то и тут можно сэкономить, хотя можно пустить и 1/2.5Гбит лямбды... А при увеличении пропускной с 1*10Г до 2*10Г ставить DWDM уже выгоднее... лол...

А вот с гигабитом пока не понятно... А китаёзов есть SFP DWDM, но ценники в открытую не лежат, а спрашивать влом... Может оказаться, что десятки плюс коммутаторы/маршрутизаторы будут дешевле, чем просто гигабиты поднимать...

 

ЗЗЫ. и интересно было бы просчитать смешанную трассу, на которой есть N*10G +M*1G... И есть ли смысл покупать эти M*1G с целью поднять групповой сигнал на тот момент, когда десяток надо немного, а их одних пробить трассу не совсем хватает...

Share this post


Link to post
Share on other sites

в НАГе говорят, что SFP DWDM 80km будет стоить порядка 800USD в России

Share this post


Link to post
Share on other sites

D^2

То есть примерно 25.5тр...

DWDM XFP 80km 69.5тр (2170$) в наличии...

Может эти сфп на 2.5Гбит? иначе несколько не айс...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вы не смотрите на текст авторов как на панацею, они вставили вначале компенсатор перед предусилителем, поэтому и не взлетело. Потом переставили как надо и все заработало. Бустер добавляли когда хотели пройти 190 км, но _не_ было доп. компенсатора кроме 100км, и XFP на 40 были, поэтому ограничились эмуляцией 70 км через аттенюатор.

А почитать лучше вы сами, а то я вам все удовольствие испорчу.

 

Групповой сигнал может действительно "пробить" трассу, т.к. важна суммарная мощность. Но я еще не видел вендора играющего на мощности группового сигнала, т.к. канал управления один, и идет отдельно от рабочих лямбд, он гарантированно должен дойти до следующего узла. Работать без управления или сидя на суку (рабочей лямбде) люди не хотят в таких случаях.

Если очень препирает, ставят рамановский усилитель.

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this