Перейти к содержимому
Калькуляторы

Перспективные системы спутниковой связи Антенны

Общая ситуация

 

Мысли об использовании космичес­ких аппаратов для ретрансляции информации между удаленными объ­ектами на земной поверхности возник­ли задолго до запуска первого спутника Земли и первыми были писатели-фан­тасты. В частности Артур Кларк еше в 40-х годах предложил выводить спутни­ки связи на геостационарную орбиту в плоскости земного экватора на высоте 35800 км. Такой спутник делает один оборот вокруг. Земли примерно за 24 часа что совпадает с угловой скоро­стью вращения планеты. То есть спут­ник так и висит над одной и той же точкой экватора, что позволяет исполь­зовать при работе через него направ­ленную антенну. А уж когда эти мысли были подкреплены запуском первого спутника в спутниковой связи начался настоящий бум в области новых средств связи который продолжается вот уже 50 лет.

 

Космическое пространство огром­но но это не в такой степени оптими­стично для развития систем спутнико­вой связи как может показаться на первый взгляд. Все дело в дефиците радиочастот в энергетике радиолиний,чем выше орбита тем большие труд­ности нас подстерегают) и в различ­ных орбитальных ограничениях (опять же чем выше тем дороже техника выведения на орбиту). Следует учиты­вать и то что все места для геостацио­нарных космических аппаратов над экватором уже поделены а многие из НИХ и заняты.

 

Первый надувной шар-ретранслятор с металлическим напылением диамет­ром 30 м под названием Echo» был запущен в США в 1960 г. В 1961 г Юр. Гагарин первым освоил KB и УКВ радио­связь на линиях космос—Земле и Земля—космос. В 1963 г в рамках про­екта Westford ВВС США запустили мил­лион иголок-диполеи которые должны были образовать на орбите тороидаль­ный объект отражающий радиоволны. Однако пассивные ретрансляторы ока­зались неэффективными даже на низких орбитах. Зато запущенный американца­ми в 1962 г активный спутник-ретранс­лятор Teistai блестяще реализовал идеи А Кларка и смог обеспечить пере­дачу одной ТВ программы или телефон­ную связь по 60 каналам между США и Великобританией. Первый геостацио­нарный спутник связи Syncom-3~ (США) появился в 1964 г 8 1965 г был выведен на высокоорбитальную пози­цию советский спутник Молния-1″. И началось.

 

Если говорить о современных услу­гах связи, которые доступны благодаря спутниковым системам с уметом пер­спективы, то это абсолютно весь функ­ционал к которому мы привыкли на Земле, т е. от услуг телерадиовещания и телефонии до доступа в Интернет и мобильной связи. Вот почему на миро­вом рынке продолжается жесткая кон­курентная борьба за лидерство в соз­дании перспективных спутниковых систем за опережающее освоение и эффективное использование орбитально-частотного ресурса, за предо­ставление наиболее качественных услуг. Сегодня важнейшими глобаль­ными факторами развития систем спутниковой связи и вещания (СССВ) становятся развитие. Интернета и персонализация связи которые за по­следние 10—15 лет кардинальным образом изменили концепцию разви­тия всей отрасли.

 

Развитие интернет-технологий и широкополосного доступа может кос­венно повлиять на развитие различных программ спутникового вещания. В частности, во время недавнего выступ­ления исполнительного директора компании Google Эрика Шмидта на конференции Gartner в США было заявлено, что через несколько лет средняя скорость доступа к Сети будет превышать 100 Мбит с (именно такой национальный проект недавно старто­вал в США) и благодаря этому разли­чия между телевидением радио и Интернетом исчезнут. Это означает что благодаря рззвитию. прежде всего наземных сетей связи значительная часть населения планеты будет охваче­на соответствующим широкополосным доступом и сопутствующим всесторон­ним сервисом без привлечения СССВ Таким образом конкурентоспособ­ность существующих СССВ в районах планеты плотно охваченных совре­менными кабельными сетями связи будет иметь серьезные риски.

 

Тем не менее СССВ продолжают активно развиваться и в других направлениях. Одна из приоритетных задач разработчиков — удешевление спутниковой емкости в Ки Ка диапазо­нах ФСС «фиксированной спутниковой службы) используемой для обеспече­ния работы сетей земных станций спутниковой связи, в том числе мало­размерных спутниковых терминалов VSAT В частности, с этой цепью опера­торы вводят в действие самые совре­менные, не имеющие мировых анало­гов спутники связи большой емкости для предоставления услуг широкопо­лосного доступа (к примеру, в Ази­атско-Тихоокеанском регионе iPStar’ «Tnaicom-4″).

 

Отдельные страны (Индия) плани­руют создание спутниковых с комбиниро­ванной полезной нагрузкой (например, связь и метеорологическая служба наблюдения) с целью минимизации затрат на их разработку создание и эксплуатацию.

 

В ряде стран планируют применять спутники в рамках социально значимых региональных спутниковых программ для организации интерактивного дис­танционного образования (IDL), обес­печения безопасности потребителей на суше и на море (охрана объектов недвижимости, местных домовладений и наблюдение за морскими судами) и решения задам по обеспечению антитеррористической деятельности.

 

А теперь остановимся «а небольшой части перспективных проектов СССВ.

 

Связь для авиапассажиров

 

Собственно об этом во всем мире говорили давно но как-то все не скла­дывалось. Например, в спинках кресел американских самолетов уже в 90-х годах были встроены спутниковые телефоны, по которым можно было позвонить за какие-то 5 ..~долей минуты. Но когда у каждого авиапасса­жира оказался сотовый телефон, а у каждого десятого — ноутбук ситуация дозрела. В том числе и в России. Поэтому уже с 1 июня пассажиры Аэрофлота смогут пользоваться мо­бильным доступом в Интернет и отправлять mms- и sms-сообщения. Правда, говорить по телефону по- прежнему пока можно только на рейсах зарубежных компаний.

 

С этой целью компания Мегафон установит базовые станции на четырех из 115 самолетов Аэрофлота А320 и АЗЗО. задействованных на протяженных маршрутах. А если точнее один само­лет будет переоборудован к июню а три ОСТаЛЬНЬХ — К НОЯбрЮ. Чтобы ИСКЛЮ­ЧИТЬ возможные помехи при взлете и посадке. GSM-оборудование будет включаться лишь на высоте более 3000 м. Технически партнеры могут оказывать и услуги голосовой связи но решение о ее внедрении может быть принято не раньше конца 2010 г. когда завершится пилотный проект и что интересно, причина — отнюдь не техни­ка. а пассажиры которые, как показал опрос против этой услуги.

 

Тарифы на мобильную связь на борту еще не разработаны но предпо­лагается. что пассажиры будут платить по 200 руб за I Мб •• по 10 руб за каж­дое sms-сообщение. Это немало но у партнеров крупнейшего в мире опера­тора связи в самолетах OnAir тарифы также сопоставимы со стоимостью международного роуминга 0.5 долл (15 руб ) — за sms и 5—7.5 долл (150— 225 руб ) — за Интернет (чаты и понта).

 

Договор Мегафона и Аэрофлота не эксклюзивный, и в дальнейшем парт­неры могут привлечь и других участни­ков говорят их представители. К тому же связью во время полета смогут пользоваться абоненты не только Мегафона, но и других российских и иностранных сотовых операторов с которыми есть роуминговые соглаше­ния. Но базовые станции в самолете — это далеко не все поскольку их еще нужно подключить к наземным сетям мобильной связи. Вот тут и нужны СССВ.

 

«ArcLight»

 

Компания Syrus Systems выводит на российский рынок перспективную сис­тему широкополосной мобильной спутниковой связи ‘ ArcLight» фирмы ViaSat специально разработанную для обслуживания пассажиров разнооб­разных воздушных, наземных и мор­ских транспортных средств. Эту систе­му «ArcLight уже более четырех лет ус­пешно используют для коммерческого предоставления коммуникационных и вещательных услуг в других регионах планеты она лицензирована в более чем 30 страна* мира, еше в 30 странах процесс близок к завершению . Глобаль­ное лицензирование системы «ArcLight» предполагается в конце 2010г. С ее помощью уже предоставляют услуги широкополосной мобильной связи в Северной Америке Северной Атлан­тике, северной части Тихого океана, Европе Австралии. Африке Японии Карибском регионе и на Ближнем Вос­токе на базе системы «ArcLght» реали­зованы популярные мобильные серви­сы «Yonder» фирмы ViaSat «mmi-VSAT» компании KVH Incustries и «SKVLink» фирмы ARINC Direct. Эти сервисы до­ступны на борту более 100 бизнес- самолетов. Гольфстрим и самолетов других типов а также на борту более 500 морских судов — ежемесячно ком­пания поставляет около 40 терминалов морского базирования. Успешно про­шли испытания системы «ArcLght» из высокоскоростных поездах «TGV» французской »,елезнодорожной компа­нии SNCF — в Европе ею уже оснащены 57 поездов Помимо коммерческих сервис-провайдеров систему.

 

«ArcLight» эксплуатируют силовые структуры США и другие организации находясь на борту транспортного сред­ства подключенного к сети на базе системы «ArcLight», пассажиры могут инициировать и принимать звонки с помощью мобильных телефонов про­сматривать web-сайты отправлять и принимать электронную почту в реаль­ном масштабе времени обращаться к информационным ресурсам своих ком­паний по безопасным VPN-coединениям, проводить видеоконфе­ренции. Для этого мобильные телефо­ны должны поддерживать технологию GAN или UMA (Generic Access Network или Unlicensed Mobile Access), что озна­чает одно и то же – возможность рабо­ты в нелицензируемых диапазонах частот, выделенных во всем мире, к примеру. anaVVi-Fi или Bluetooth.

 

Сеть на базе «Arclight» имеет топо­логию типа «звезда’ и состоит из цент­ральной станции (хаб) и многочислен­ных мобильных терминалов компании ViaSat (ViaSat Mobile Terminals — VMT), в которых имеются мобильные широ­кополосные маршрутизаторы ViaSat (ViaSat Mobile Broadband Routers — VMBR). Передающее и приемное обо­рудование в хабе «Arc Light» используют целый набор самых современных тех­нологий ViaSat. К ним относятся повы­шающая эффективность работы пря­мого канала, технология адаптивного кодирования, расширения спектра и модуляции сигнала (Adaptive Coding Spreading and Modulation — ACSMj. a также технологии Code Reuse Multiple Access (CRMA) и Asymmetric Paired Carrier Multiple Access (A-PCMA).

 

Используя технологию ACSM хаб передает сигнал по прямому каналу пропускной способностью от 500 кбит с до 90 Мбит,с терминалам VMT от которых (по обратным каналам) при­нимает CRMA-сигналы и демодулирует их с помощью многоканального кор­релятора-демодулятора (MCD). В хабе находится система сетевого управле­ния (NMS) С функциями биллинга а также он имеет средства подключения к Интернету и/или корпоративным сетям. Изменяв метод кодирования и схему модуляции передаваемого по прямому каналу сигнала, а также рас­ширяя или не расширяя его спектр технология ACSM обеспечивает мак­симально возможную скорость приема данных мобильными терминалами.

 

Терминал VMT. снабженный самона­водящейся антенной с размерами от 20 см до более 1 м. принимает сигнал прямого канала от хаба передает по­следнему CDMA-сигнал обратного ка­нала и через свой порт Ethernet под­держивает высокоскоростной обмен IP-данными с локальной сетью на борту транспортного средства. К этой сети (как правило по технологии Wi-Fi) под­ключаются абонентские устройства. Динамически изменяемая скорость пе­редачи данных по обратному каналу — от 32 кбит с до 1024 кбит с. Наряду с NMS, которая предоставляет операто­ру функции управления сетью, в хабе используется NMS реального времени (RtNMS), управляющая параметрами работы терминалов и загрузкой сети (Congestion Control). И наконец, запа­тентованным компонентом хаба систе­мы Arcbght» является РСМА-компенсатор сигнала хаба (РСМАНО реали­зующий технологию А-РСМД. Спутниковая связь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

skip

Новый продавец?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

перепечатка из comnews

www.comnews.ru/index.cfm?id=49056

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.