Jump to content
Калькуляторы

Перспективные системы спутниковой связи Антенны

Общая ситуация

 

Мысли об использовании космичес­ких аппаратов для ретрансляции информации между удаленными объ­ектами на земной поверхности возник­ли задолго до запуска первого спутника Земли и первыми были писатели-фан­тасты. В частности Артур Кларк еше в 40-х годах предложил выводить спутни­ки связи на геостационарную орбиту в плоскости земного экватора на высоте 35800 км. Такой спутник делает один оборот вокруг. Земли примерно за 24 часа что совпадает с угловой скоро­стью вращения планеты. То есть спут­ник так и висит над одной и той же точкой экватора, что позволяет исполь­зовать при работе через него направ­ленную антенну. А уж когда эти мысли были подкреплены запуском первого спутника в спутниковой связи начался настоящий бум в области новых средств связи который продолжается вот уже 50 лет.

 

Космическое пространство огром­но но это не в такой степени оптими­стично для развития систем спутнико­вой связи как может показаться на первый взгляд. Все дело в дефиците радиочастот в энергетике радиолиний,чем выше орбита тем большие труд­ности нас подстерегают) и в различ­ных орбитальных ограничениях (опять же чем выше тем дороже техника выведения на орбиту). Следует учиты­вать и то что все места для геостацио­нарных космических аппаратов над экватором уже поделены а многие из НИХ и заняты.

 

Первый надувной шар-ретранслятор с металлическим напылением диамет­ром 30 м под названием Echo» был запущен в США в 1960 г. В 1961 г Юр. Гагарин первым освоил KB и УКВ радио­связь на линиях космос—Земле и Земля—космос. В 1963 г в рамках про­екта Westford ВВС США запустили мил­лион иголок-диполеи которые должны были образовать на орбите тороидаль­ный объект отражающий радиоволны. Однако пассивные ретрансляторы ока­зались неэффективными даже на низких орбитах. Зато запущенный американца­ми в 1962 г активный спутник-ретранс­лятор Teistai блестяще реализовал идеи А Кларка и смог обеспечить пере­дачу одной ТВ программы или телефон­ную связь по 60 каналам между США и Великобританией. Первый геостацио­нарный спутник связи Syncom-3~ (США) появился в 1964 г 8 1965 г был выведен на высокоорбитальную пози­цию советский спутник Молния-1″. И началось.

 

Если говорить о современных услу­гах связи, которые доступны благодаря спутниковым системам с уметом пер­спективы, то это абсолютно весь функ­ционал к которому мы привыкли на Земле, т е. от услуг телерадиовещания и телефонии до доступа в Интернет и мобильной связи. Вот почему на миро­вом рынке продолжается жесткая кон­курентная борьба за лидерство в соз­дании перспективных спутниковых систем за опережающее освоение и эффективное использование орбитально-частотного ресурса, за предо­ставление наиболее качественных услуг. Сегодня важнейшими глобаль­ными факторами развития систем спутниковой связи и вещания (СССВ) становятся развитие. Интернета и персонализация связи которые за по­следние 10—15 лет кардинальным образом изменили концепцию разви­тия всей отрасли.

 

Развитие интернет-технологий и широкополосного доступа может кос­венно повлиять на развитие различных программ спутникового вещания. В частности, во время недавнего выступ­ления исполнительного директора компании Google Эрика Шмидта на конференции Gartner в США было заявлено, что через несколько лет средняя скорость доступа к Сети будет превышать 100 Мбит с (именно такой национальный проект недавно старто­вал в США) и благодаря этому разли­чия между телевидением радио и Интернетом исчезнут. Это означает что благодаря рззвитию. прежде всего наземных сетей связи значительная часть населения планеты будет охваче­на соответствующим широкополосным доступом и сопутствующим всесторон­ним сервисом без привлечения СССВ Таким образом конкурентоспособ­ность существующих СССВ в районах планеты плотно охваченных совре­менными кабельными сетями связи будет иметь серьезные риски.

 

Тем не менее СССВ продолжают активно развиваться и в других направлениях. Одна из приоритетных задач разработчиков — удешевление спутниковой емкости в Ки Ка диапазо­нах ФСС «фиксированной спутниковой службы) используемой для обеспече­ния работы сетей земных станций спутниковой связи, в том числе мало­размерных спутниковых терминалов VSAT В частности, с этой цепью опера­торы вводят в действие самые совре­менные, не имеющие мировых анало­гов спутники связи большой емкости для предоставления услуг широкопо­лосного доступа (к примеру, в Ази­атско-Тихоокеанском регионе iPStar’ «Tnaicom-4″).

 

Отдельные страны (Индия) плани­руют создание спутниковых с комбиниро­ванной полезной нагрузкой (например, связь и метеорологическая служба наблюдения) с целью минимизации затрат на их разработку создание и эксплуатацию.

 

В ряде стран планируют применять спутники в рамках социально значимых региональных спутниковых программ для организации интерактивного дис­танционного образования (IDL), обес­печения безопасности потребителей на суше и на море (охрана объектов недвижимости, местных домовладений и наблюдение за морскими судами) и решения задам по обеспечению антитеррористической деятельности.

 

А теперь остановимся «а небольшой части перспективных проектов СССВ.

 

Связь для авиапассажиров

 

Собственно об этом во всем мире говорили давно но как-то все не скла­дывалось. Например, в спинках кресел американских самолетов уже в 90-х годах были встроены спутниковые телефоны, по которым можно было позвонить за какие-то 5 ..~долей минуты. Но когда у каждого авиапасса­жира оказался сотовый телефон, а у каждого десятого — ноутбук ситуация дозрела. В том числе и в России. Поэтому уже с 1 июня пассажиры Аэрофлота смогут пользоваться мо­бильным доступом в Интернет и отправлять mms- и sms-сообщения. Правда, говорить по телефону по- прежнему пока можно только на рейсах зарубежных компаний.

 

С этой целью компания Мегафон установит базовые станции на четырех из 115 самолетов Аэрофлота А320 и АЗЗО. задействованных на протяженных маршрутах. А если точнее один само­лет будет переоборудован к июню а три ОСТаЛЬНЬХ — К НОЯбрЮ. Чтобы ИСКЛЮ­ЧИТЬ возможные помехи при взлете и посадке. GSM-оборудование будет включаться лишь на высоте более 3000 м. Технически партнеры могут оказывать и услуги голосовой связи но решение о ее внедрении может быть принято не раньше конца 2010 г. когда завершится пилотный проект и что интересно, причина — отнюдь не техни­ка. а пассажиры которые, как показал опрос против этой услуги.

 

Тарифы на мобильную связь на борту еще не разработаны но предпо­лагается. что пассажиры будут платить по 200 руб за I Мб •• по 10 руб за каж­дое sms-сообщение. Это немало но у партнеров крупнейшего в мире опера­тора связи в самолетах OnAir тарифы также сопоставимы со стоимостью международного роуминга 0.5 долл (15 руб ) — за sms и 5—7.5 долл (150— 225 руб ) — за Интернет (чаты и понта).

 

Договор Мегафона и Аэрофлота не эксклюзивный, и в дальнейшем парт­неры могут привлечь и других участни­ков говорят их представители. К тому же связью во время полета смогут пользоваться абоненты не только Мегафона, но и других российских и иностранных сотовых операторов с которыми есть роуминговые соглаше­ния. Но базовые станции в самолете — это далеко не все поскольку их еще нужно подключить к наземным сетям мобильной связи. Вот тут и нужны СССВ.

 

«ArcLight»

 

Компания Syrus Systems выводит на российский рынок перспективную сис­тему широкополосной мобильной спутниковой связи ‘ ArcLight» фирмы ViaSat специально разработанную для обслуживания пассажиров разнооб­разных воздушных, наземных и мор­ских транспортных средств. Эту систе­му «ArcLight уже более четырех лет ус­пешно используют для коммерческого предоставления коммуникационных и вещательных услуг в других регионах планеты она лицензирована в более чем 30 страна* мира, еше в 30 странах процесс близок к завершению . Глобаль­ное лицензирование системы «ArcLight» предполагается в конце 2010г. С ее помощью уже предоставляют услуги широкополосной мобильной связи в Северной Америке Северной Атлан­тике, северной части Тихого океана, Европе Австралии. Африке Японии Карибском регионе и на Ближнем Вос­токе на базе системы «ArcLght» реали­зованы популярные мобильные серви­сы «Yonder» фирмы ViaSat «mmi-VSAT» компании KVH Incustries и «SKVLink» фирмы ARINC Direct. Эти сервисы до­ступны на борту более 100 бизнес- самолетов. Гольфстрим и самолетов других типов а также на борту более 500 морских судов — ежемесячно ком­пания поставляет около 40 терминалов морского базирования. Успешно про­шли испытания системы «ArcLght» из высокоскоростных поездах «TGV» французской »,елезнодорожной компа­нии SNCF — в Европе ею уже оснащены 57 поездов Помимо коммерческих сервис-провайдеров систему.

 

«ArcLight» эксплуатируют силовые структуры США и другие организации находясь на борту транспортного сред­ства подключенного к сети на базе системы «ArcLight», пассажиры могут инициировать и принимать звонки с помощью мобильных телефонов про­сматривать web-сайты отправлять и принимать электронную почту в реаль­ном масштабе времени обращаться к информационным ресурсам своих ком­паний по безопасным VPN-coединениям, проводить видеоконфе­ренции. Для этого мобильные телефо­ны должны поддерживать технологию GAN или UMA (Generic Access Network или Unlicensed Mobile Access), что озна­чает одно и то же – возможность рабо­ты в нелицензируемых диапазонах частот, выделенных во всем мире, к примеру. anaVVi-Fi или Bluetooth.

 

Сеть на базе «Arclight» имеет топо­логию типа «звезда’ и состоит из цент­ральной станции (хаб) и многочислен­ных мобильных терминалов компании ViaSat (ViaSat Mobile Terminals — VMT), в которых имеются мобильные широ­кополосные маршрутизаторы ViaSat (ViaSat Mobile Broadband Routers — VMBR). Передающее и приемное обо­рудование в хабе «Arc Light» используют целый набор самых современных тех­нологий ViaSat. К ним относятся повы­шающая эффективность работы пря­мого канала, технология адаптивного кодирования, расширения спектра и модуляции сигнала (Adaptive Coding Spreading and Modulation — ACSMj. a также технологии Code Reuse Multiple Access (CRMA) и Asymmetric Paired Carrier Multiple Access (A-PCMA).

 

Используя технологию ACSM хаб передает сигнал по прямому каналу пропускной способностью от 500 кбит с до 90 Мбит,с терминалам VMT от которых (по обратным каналам) при­нимает CRMA-сигналы и демодулирует их с помощью многоканального кор­релятора-демодулятора (MCD). В хабе находится система сетевого управле­ния (NMS) С функциями биллинга а также он имеет средства подключения к Интернету и/или корпоративным сетям. Изменяв метод кодирования и схему модуляции передаваемого по прямому каналу сигнала, а также рас­ширяя или не расширяя его спектр технология ACSM обеспечивает мак­симально возможную скорость приема данных мобильными терминалами.

 

Терминал VMT. снабженный самона­водящейся антенной с размерами от 20 см до более 1 м. принимает сигнал прямого канала от хаба передает по­следнему CDMA-сигнал обратного ка­нала и через свой порт Ethernet под­держивает высокоскоростной обмен IP-данными с локальной сетью на борту транспортного средства. К этой сети (как правило по технологии Wi-Fi) под­ключаются абонентские устройства. Динамически изменяемая скорость пе­редачи данных по обратному каналу — от 32 кбит с до 1024 кбит с. Наряду с NMS, которая предоставляет операто­ру функции управления сетью, в хабе используется NMS реального времени (RtNMS), управляющая параметрами работы терминалов и загрузкой сети (Congestion Control). И наконец, запа­тентованным компонентом хаба систе­мы Arcbght» является РСМА-компенсатор сигнала хаба (РСМАНО реали­зующий технологию А-РСМД. Спутниковая связь

Share this post


Link to post
Share on other sites

skip

Новый продавец?

Share this post


Link to post
Share on other sites

перепечатка из comnews

www.comnews.ru/index.cfm?id=49056

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this