Jump to content
Калькуляторы

Обрыв волокна в ОКГТ

Видимо вопрос к уважаемому @frol13

Что может быть причиной выхода из строя волокна в ОКГТ?

 

У нас на одной ЛЭП начали отваливаться волокна. Местные утверждают, что в пролетах или на свечках. Якобы на одной опоре даже шлейф заземления отгорел. Линии примерно 15 лет. Спустя 8 лет эксплуатации после строительства вышло из строя одно волокно. Потом пошла прогрессия и к настоящему времени в обрыве уже 6 волокон из 16.

 

Я как-то катался на эту линию и исправлял обрывы в муфтах. Там волокна обрывались при выходе из модуля. Модуль был вскрыт напильником, обломан и волокна ломались об острые края. АОВ отсутствовал. Я переразделывал проблемные хвосты и устанавливал АОВ. 

 

Насколько вероятен выход из строя волокон при ударе молнии в ОКГТ? 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

59 минут назад, Bachaa сказал:

Насколько вероятен выход из строя волокон при ударе молнии в ОКГТ? 

А вот это кстати хороший вопрос!

Особенно с учетом этого:

1 час назад, Bachaa сказал:

Якобы на одной опоре даже шлейф заземления отгорел. Линии примерно 15 лет.

А опоры металлические?

 

З.Ы. Я бы так вопрос задал, сколько ударов молнии должен выдержать ОКГТ и на какой длине между заземлениями....

Share this post


Link to post
Share on other sites

20 минут назад, sdy_moscow сказал:

А опоры металлические?

 

Ну диэлектрических я не видел :) А в бетоне там арматуры не менее половина веса опоры. Так что она в каком то роде тоже металлическая.

 

21 минуту назад, sdy_moscow сказал:

сколько ударов молнии должен выдержать ОКГТ

 

Есть справочные данные по количеству грозовых дней по регионам. Молния не должна влиять на работоспособность. Но по какой то причине иногда трос (не ОКГТ) падает.

Share this post


Link to post
Share on other sites

2 часа назад, Bachaa сказал:

Что может быть причиной выхода из строя волокна в ОКГТ?

Все что угодно. Причин- масса.

2 часа назад, Bachaa сказал:

У нас на одной ЛЭП начали отваливаться волокна. Местные утверждают, что в пролетах или на свечках. Якобы на одной опоре даже шлейф заземления отгорел.

Что такое "свечки"? Пром. опоры, анкерные опоры?

Насчет отгоревшего шлейфа - это означает, что было термическое воздействие на ОКГТ от К.З. или молнии. Кабель рассчитан на определенную термостойкость (кА^2*с). Которая рассчитана исходя из того, что допустим нагрев до 200С на 1 с. Если воздействие длиться дольше, то, как сообщают, акрилат покрытия меняет свойства и перестает быть эластичным. Кроме того, меняются необратимо свойства гидрофоба. В итоге, волокно становится хрупким и незащищенным от внешних воздействий- растяжения и вибрации и со временем неизбежен ускоренный выход из строя. Все это в теории. На практике принимать участие в таких расследованиях (исследованиях) мне лично не приходилось.

2 часа назад, Bachaa сказал:

Я как-то катался на эту линию и исправлял обрывы в муфтах. Там волокна обрывались при выходе из модуля.

Это другой вопрос, понятный.

2 часа назад, Bachaa сказал:

Насколько вероятен выход из строя волокон при ударе молнии в ОКГТ? 

Зависит от заряда передаваемого молнией и следовательно, тока от нее в проводнике.

Там все довольно непросто, они распределены статистически. Есть целое исследование СИГРЭ в виде нормативного документа. Есть статистика у энергетиков, есть даже сайт общедоступный, кмк,  с мониторингом молний. Но энергетики ведут только статистику отключений от молний и не ведут статистику выхода ОКГТ из строя или перерывов связи (есть такое явление для высокоскоростных системе передачи).  У нас, в России, слава Богу, молнии не такие сильные, как в субтропиках и на побережье США, к примеру. Чем севернее,тем молнии - "жиже". Смотрел сообщение энергетиков по Северо-Западу РФ - у них десятки случаев ежегодно перекрытий от молний, они с ними борются путем установки УЗПН, и если бы все они приводили к выходу из строя ОКГТ, это стало бы известно. Но не приводят. Правда средняя молния у них- 6-7 кА. Такую ОКГТ практически выдерживает. Но у нас южнее молнии могут быть до 20 кА (средняя) и до 40 кА. И такую среднюю (при прямом попадании) уже далеко не всякий ОКГТ осилит.

При проектировании расчеты на молниестойкость не проводятся (хотя вроде там что-то есть в ПУЭ насчет районирования по молниям, значит и рекомендации есть- надо посмотреть), а вот от токов КЗ - обязательны и воздействия там могут быть в районе ПС иногда не меньше. Делают их черт те как, судя по обращениям по этим вопросам. И это гораздо более частый вопрос. Та же молния при непрямом попадании часто вызывает перекрытие, то есть к.з. Прямые попадания гораздо реже. И тут уж речь о сохранности ОКГТ не идет - лишь бы ток молнии отвел. 

Шлейфы заземления часто плохо обжимают и присоединяют. И тогда ток к.з. течет там, где не надо (например, через струбцины шлейфовые) и термическое воздействие получается большое.

Так что думаю, что статистически молнии меньше виноваты. Всему виной, как всегда, кривые руки и головы.:)

Share this post


Link to post
Share on other sites

48 минут назад, Bachaa сказал:

Молния не должна влиять на работоспособность.

Это смело, однако. Она может нести такую чудовищную энергию, что способна разрушить все к чертовой матери и тут главная задача, чтобы ущерб был минимальный. Для этого молниезащиту и делают. От пожара и выхода из строя всего оборудования, грубо говоря. К счастью, такие молнии у нас нечасты. 

В статистике энергетиков Северо-Запада, сколь помню, при куче отключений не поминалось ни одного случая поражения провода или троса. Давно уже разговаривал с начальником района сетей - он всю жизнь проработал - припомнил всего несколько случаев повреждения троса/фазы от молний за тридцать лет работы. Правда один был эпичный - молния перебила и грозотрос и фазный провод. Страшная сила ! 

P.S. В тропиках и на побережьях океанов "водятся", по статистике, молнии до 200 кА. Это-ужас.:) Для сравнения - максимальный ток к.з. ВЛ на шинах ПС, который мне попадался в расчетах, где-то в 8 раз меньше !.    

Share this post


Link to post
Share on other sites

Печально...

 

Значит буду искать точное место. Если в той точке все волокна будут в обрыве, то придется резать трос и пускать низом вставку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

12 минут назад, Bachaa сказал:

Значит буду искать точное место.

Можно посмотреть по местам оплавления присоединений на опорах (в бинокль должно быть видно). Все что между ними на мониторинг и  потенциально на выброс, если пошла деградация.  Рекомендую начать с верхних шлейфовых струбцин на опорах с муфтами.

Share this post


Link to post
Share on other sites

2 часа назад, Bachaa сказал:

Если в той точке все волокна будут в обрыве, то придется резать трос

Они не обязаны все быть в обрыве сразу. На поврежденном участке они будут "сыпаться" постепенно и скорее всего, растянуто во времени. Скорее всего, после механических воздействий на трос - гололед, порывистый ветер, вызывающий вибрацию. Сейчас как раз были ветренные дни.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я про те, которые 6 штук. А то может там еще отвалится, пока я на кросс доеду. Беда в том, что регламентные работы проводить некому и проблему замечали только после того, как линк отваливался. Просто переключались на целое волокно.

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пока не занимался. Приболел. Как доеду на кросс сразу отпишу.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сегодня вышли на линию, вскрыли ближайшую муфту к месту предполагаемого обрыва, подварились на нужное волокно и определили, что волокна в обрыве на коньке анкерной опоры. Визуально с фотографий ничего не видно. Передали все начальству. Запросили автовышку у службы ЛЭП с отключением одной цепи. Вручную (вножную) лесть не хочется, параллельно идет ВЛ-220кВ и от нее очень сильно наведенкой кусает. 

 

Будем ждать решения бугров.

 

image.thumb.png.b9d89ff41189823120a7d23afccafd49.png

Share this post


Link to post
Share on other sites

15 часов назад, Bachaa сказал:

Визуально с фотографий ничего не видно.

Видно странно. Неудачная точка съемки. Отходить надо подальше от опоры, а увеличение - побольше. И с другой стороны надо. А то непонятно, как там с левой по фото стороны выполнен шлейф заземления. Угол его подхода к ОКГТ смущает. Смотрится, как отсоединенный и застрявший в арматуре- но не берусь утверждать.

15 часов назад, Bachaa сказал:

Запросили автовышку у службы ЛЭП с отключением одной цепи. Вручную (вножную) лесть не хочется, параллельно идет ВЛ-220кВ и от нее очень сильно наведенкой кусает. 

С комфортом - это хорошо."Красиво жить не запретишь." 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хотели запустить дрон, но там не далеко точка ПВО. Так что такие мысли отогнали прочь.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

1 час назад, Bachaa сказал:

Хотели запустить дрон,

У меня были на линии для этой цели следующие аксессуары: бинокль 14-кратный и фотоаппарат с 30-ти кратным зумом.

Все прекрасно было видно, в том числе далеко. Проблема была только одна-желательна была точка опоры.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это что за фотоаппарат такой? Хотя я такие в ютубе видел, крутые штуки, но я не представляю нафиг он в повседневной жизни. У меня такого нет, но есть видеокамера с 21х зумом. Я не помню оптический это зум или цифровой. Надо освежить память.

 

Я сам на эту опору не ходил. Это электрики фотографировали. Мы на следующей неделе проедем, посмотрим подъезды и сделаем свои фото-видео. Но бугры уже сказали, что нефиг туда смотреть - сразу считайте вставку и готовьтесь к ремонту.

 

Надо со службой ЛЭП решить как быть с промежутками и ОКГТ на них. Его же придется как-то там якорить, т.к. с анкера трос будет срезаться и опускаться вниз на муфты, которые будут на промках. У меня практики таких решений нет. Что начальник скажет, то и будем делать. Но он конечно к нам прислушается.

 

Что посоветуете?

Share this post


Link to post
Share on other sites

17 часов назад, Bachaa сказал:

Это что за фотоаппарат такой?

Обыкновенный. Был куплен лет 10 назад для обследований.

A6F5C8AC-C008-4E61-9049-707521B49117.thumb.jpeg.e9db49bbee5c68f7cbd90792ee7d0d67.jpeg1775084925_DSCN0170_.thumb.jpg.4d0e307052193bd3e85e7a0ddd177e76.jpg

Отличный аппарат. Сложно упомнить какие-либо недостатки. Вот так получается (ужат, исх. качество лучше).

17 часов назад, Bachaa сказал:

Надо со службой ЛЭП решить как быть с промежутками и ОКГТ на них. Его же придется как-то там якорить,

Я бы все-таки рекомендовал менять от анкера до анкера, если там недалеко и нет серьезных пересечек. На промках можно поставить полуанкерные крепления, но опоры придётся временно раскреплять оттяжками. Минимум одну оттяжку на опору придётся ставить внутрь заменяемого пролёта, а лучше-две. Я сам при такой процедуре не был ни разу, только слышал. Но сообразить можно. Там получается довольно много манипуляций со всякими временными анкерами. Короче, нужен опытный прораб.

Share this post


Link to post
Share on other sites

@Bachaa Посмотрел кое-что. Поскольку промки рассчитаны на односторонний монтаж троса в качестве аварийного режима, и судя по документам, 1,5 тн усилия при этом должны держать, то большого гемора особо нет в монтаже полуанкерных креплений.

1. Поданкеровать опору оттяжкой в сторону заменяемого пролета.

2. С наружной стороны пролета на промке перевести на полуанкерное крепление. Подвесить ролик под протяжку, зарядить лидер.

3. Ослабить ответную часть пролета на анкере, проконтролировать перевод тяжения на промку. Подвесить ролик под протяжку, зарядить лидер. 

4. Отрезать ОКГТ под муфту.

5. Проделать все тоже самое с другой стороны.

6. Протянуть лидер.

7. Поставить раскаточную технику, зарядить и протянуть. Внимание - при большом тяжении из-за торможения (пересечки) - поставить еще одну оттяжку в сторону тормозной машины (противоположную заменяемому пролету) !

8. Анкеровать. При анкеровке уравновесить полуанкерное крепление так, чтобы коромысло стояло ровно, без перекосов.

9. Ну там всякие шлейфы, спуски, муфты - сами все знаете.

Как-то так. 

P.S. Если нет уверенности в своих силах, техника не та, опоры дохлые и проч. и возможны серьезные рывки при протяжке - по две оттяжки ставьте на каждую промку. 

P.P.S. Если опоры дохлые, то п.2 выполнить с ослабленным тяжением. Подтянете потом по очереди обе стороны полуанкерного крепления. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Опоры там крепкие. Весь металл на бетоне в цинке. Похоже в 2008 году не просто ОКГТ там монтажили, а целиком новую линию собирали.

Почитал рекомендации, не все понял, наработался сегодня на крышах, устал. На выходных все перечитаю с прорабом, подумаем.

 

Там под пролетами кукуруза выросла. Если мы там кататься будем, то все подавим. Может когда ее скосят, тогда и будем ремонтировать.

А то еще выставят за порчу урожая.

 

22 часа назад, frol13 сказал:

Вот так получается (ужат, исх. качество лучше).

Солидно для мыльницы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

11 часов назад, Bachaa сказал:

Опоры там крепкие. Весь металл на бетоне в цинке.

Мне, чтобы что-то предметно советовать, нужна картина "оперативной обстановки", которую я не вижу. Я описал общий алгоритм действий в расчете на сложный случай и работу под тяжением техникой, а без чего можно обойтись в Вашем случае, мне неведомо. В другом крайнем случае, самом простом - перетянуть два пролета обычной длины без пересечек на отключенной полностью ВЛ - можно все вручную сделать и опоры, естественно, не поданкеровывать.

11 часов назад, Bachaa сказал:

Там под пролетами кукуруза выросла. Если мы там кататься будем, то все подавим. Может когда ее скосят, тогда и будем ремонтировать.

А то еще выставят за порчу урожая.

Опять не знаю обстановки. А как к анкеру собрались с вышкой подъезжать, ничего не истоптав? Там что, подъезд есть?

Насчет урожая и кукурузы. Надо все эти вопросы вентилировать во взаимоувязке с отключениями ВЛ, которые, как я понял тут нужны.

Владельцы урожая не могут выставить только в случае проведения неотложных аварийных работ. Во всех остальных случаях с ними надо согласовывать, заключать договор с расчетом потрав и платить им за потравленный урожай.

Ожидание уборки урожая может быть неоптимальным. У нас, как я понял, только зерновые убирают все в срок, остальное - как кому в голову взбредет- могут кукурузу, подсолнечник держать осенью до первых холодов и только тогда убирать.

А с отключениями тоже сезонная беда - хотя Вам нужно только на один день - чистого времени- полдня. Охотно отключение дают, сколь помню, только в сентябре - плановый станционный ремонт уже завершен, а отопительный сезон еще не начался. Но в сентябре Ваша кукуруза вполне еще может дозревать при наличии погоды.

Если же все вручную делать, да еще к анкеру подъезд есть, то можно обойтись пешеходной тропой - потравы будут крошечными. Мы как-то так работали- два рядка свеклы истоптали(так посчитали- по факту-меньше).:)

Так что, думайте, товарищи, выясняйте. Головы прорабу и начальнику участка даны, чтобы думать и хороший ППР составить и потом его исполнить.:)     

Share this post


Link to post
Share on other sites

11 часов назад, Bachaa сказал:

Солидно для мыльницы.

Обидно такой аппарат мыльницей называть. :) Исх фото было 3,2кх2,4 к и не пролезало - 3МБ.

Он еще full HD видео умеет. Для своих времен передовая техника. И до сих пор, в принципе, его возможностей мне хватает. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 02.08.2023 в 03:02, Bachaa сказал:

Это что за фотоаппарат такой?

 

Оптические зумы компактные камеры (с боле менее не большой ценой. Класс зеркальных и со сменной оптикой отдельная каста) -

- Panasonic Lumix DC-FZ82  х30

- Canon PowerShot SX420 IS х42

- Sony Cyber-shot DSC-H400 х63

 Nikon Coolpix L840 х38

Share this post


Link to post
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.